Эксперты считают, что документ лишь формализует процесс и не помогает людям реально снять блокировки. Особенно это касается операций с криптовалютами, после которых банки массово ограничивают доступ к счетам. Клиенты жалуются на «футбол» между банками, ЦБ и МВД и на отсутствие понятного механизма разблокировки
Фото: Ирина/Фотобанк Лори
Российские банки обязаны сообщать клиентам причины блокировок их счетов и карт. Это следует из письма, которое ЦБ разослал кредитным организациям. Согласно документу, клиенты, которым приостановили операции по счетам и картам или ограничили доступ к мобильному приложению, должны знать, на каком основании это произошло и что делать для восстановления обслуживания.
В письме ЦБ говорится, что люди зачастую не понимают, почему им заблокировали карту и как решить эту проблему, поскольку кредитные организации не всегда раскрывают причины своих действий. А еще некоторые банки грешат тем, что блокируют операции клиента сразу по двум законам — 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем» и 161-ФЗ «О национальной платежной системе». При этом регулятору известны случаи, когда банк не имеет оснований для введения двойных ограничений.
Автор робота Федора Евгений Дудоров о том, как России обогнать Илона МаскаЭкономист Михаил Ханов о самых актуальных проблемах мировой экономикиИспытатель бионических протезов Максим Емец о технологиях для жизниГенсек РФС Максим Митрофанов о проблемах и успехах российского футбола Замминистра экономразвития Татьяна Илюшникова о проблемах малого бизнесаРектор Бауманки Михаил Гордин о том, почему профессия инженера так важна
На практике требования ЦБ практически ничем не помогут попавшим под блокировку, продолжает основатель юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин:
Андрей Тугарин основатель юридической компании GMT Legal «Бывают сценарии, при которых банки это все объединяют и клиенту вменяют оба этих основания: и по 115-му, и по 161-ФЗ. И вот информационное письмо, о котором мы с вами сейчас говорим, оно в том числе требует это диверсифицировать — четко указать, либо 115, либо 161, либо и то, и то, и дать отдельно комментарии по причине и по тому, что необходимо сделать клиенту для разблокировки. Для клиента, который попал под блокировку, это ничего не меняет. Единственное, что это дает ему, — возможность дополнительно сослаться банку на это информационное письмо. Подчеркну, что ЦБ уделяет отдельное внимание этим блокировкам. Может быть, это как-то смотивирует банк чуть лучше ответить».
Этим летом началась волна блокировок по 161-му федеральному закону. Причем в подавляющем большинстве случаев, о которых мы уже неоднократно рассказывали, банки ограничивали операции по картам и работу мобильного приложения после операций с криптовалютами.
Автор робота Федора Евгений Дудоров о том, как России обогнать Илона МаскаЭкономист Михаил Ханов о самых актуальных проблемах мировой экономикиИспытатель бионических протезов Максим Емец о технологиях для жизниГенсек РФС Максим Митрофанов о проблемах и успехах российского футбола Замминистра экономразвития Татьяна Илюшникова о проблемах малого бизнесаРектор Бауманки Михаил Гордин о том, почему профессия инженера так важна
Среди заблокированных оказался и предприниматель Давид, который торгует криптой из-за особенностей своего бизнеса:
«Я нахожусь в реестре майнеров. Официально на сайте Налоговой службы подаю информацию, плачу с этого налог. Помимо того, что ты майнишь эту криптовалюту, тебе еще и нужно, чтобы хотя бы налог оплатить, электричество оплатить, еще что-то, нужно выводить эти деньги так или иначе. Все мои блокировки — из-за этих переводов, которые через кошелек, через все сервисы, которые возможно, продавать криптовалюту и получать деньги на карту».
Давид, как и многие слушатели Бизнес ФМ, оказавшиеся в такой ситуации, пытался снять ограничения. И у него тоже ничего не получилось:
«Центральный банк отправляет к банку, банк отправляет к Центральному банку. То есть все полностью играют в футбол с тобой: нет никого, кто тебе четко даст какую-то последовательность. Ссылаются на то, что есть какое-то дело в МВД, по которому проходит твой номер телефона. Рассылаешь это в МВД — МВД просто пишет, что зарегистрировали ваше обращение. Теперь ждите ответа. Ждешь ответа — никакого обращения, ответ непонятный. Ты его отправляешь в Центральный банк. Центральный банк говорит: «Не знаю, иди в банк». Вся эта цепочка — все пинают друг на друга, и нет никакого ответа».
Главное, что до сих пор никто не смог предоставить готового рецепта, как снять блокировку по 161-му ФЗ. Редакция Бизнес ФМ обращалась в ЦБ и получила ответ, что ограничения будут действовать до тех пор, пока сведения о человеке находятся в базе данных Банка России о мошеннических операциях. А чтобы удалить себя из этой базы, человек может обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является, или направить заявление в Банк России через интернет-приемную. Но, похоже, рекомендации регулятора не работают. Нашей радиостанции неизвестны случаи снятия блокировки по этому закону. Если что-то узнаем — постараемся рассказать.
Источник: bfm.ru