ИП «закрылся» — чтобы отчитаться, понадобится отдельная электронная подпись, выданная физлицу

ИП "закрылся" - чтобы отчитаться, понадобится отдельная электронная подпись, выданная физлицу

Такие подписи выдаются коммерческими удостоверяющими центрами, а не налоговым органом.

ФНС напомнила, что в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физлица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он вёл свою деятельность в качестве ИП. 

Квалифицированная электронная подпись ИП, сертификат которой выдан в налоговой, применяется при участии только в правоотношениях индивидуальных предпринимателей. Несмотря на указание также физлица, являющегося ИП, в качестве владельца данного сертификата.

В случае участия в правоотношениях физлица (не ИП) без полномочий на действия от имени других лиц применяется квалифицированная электронная подпись физлица, сертификат которой создается и выдается удостоверяющим центром, получившим аккредитацию. То есть – коммерческими центрами, а не налоговым органом.

Таким образом, после прекращения предпринимательской деятельности и снятия с учета в налоговом органе в качестве ИП для направления налоговой отчетности за период работы ИП необходимо использовать квалифицированную электронную подпись физлица, полученную в коммерческом удостоверяющем центре (письмо от 11 июля 2025 года N ЕА-4-26/6603@).

Но, конечно, как вариант, можно отчитаться и на бумаге – по старинке послать декларацию почтой или занести в налоговую. Не вправе так делать лишь те экс-ИП, у которых было более 100 наемных работников; также нельзя на бумаге сдавать декларации по НДС (кроме случаев, когда ИП сдает декларацию как налоговый агент, не являясь при этом налогоплательщиком НДС или пользуясь освобождением от НДС).

Источник: audit-it.ru